«Литературный вернисаж»

Старший воспитатель Сторчевая Оксана Алексеевна.
Старший воспитатель
Сторчевая Оксана Алексеевна

Укажите полное описание.

Программа занятий

«Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга»
Вольтер.

Актуальность.     Произведения литературы способствуют развитию речи детей, дают образцы русского литературного языка. Для ребёнка книга является источником знаний, развития,            занимает            важное        место    в        его        жизни. Чтение детских книг развивает художественно - речевые навыки, формирует нравственн ую и культурную сторону ребёнка, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Всё это гармонично развивает ребёнка как полноценную личность. Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне    он    хотел    бы    быть.    Иногда    трудные    переживания    побуждают    ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.
В последние годы одним из актуальных вопросов в педагогике стал вопрос о формировании творческой личности – свободной, разносторонне развитой, мыслящей. Предпосылки развития творческой личности возникают достаточно рано у ребенка, ещё дошкольном детстве, когда необычная детская фантазия, богатое воображение, сильна потребность выдумывать и сочинять. Важно помнить, что ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно, что дети создают и творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Для обеспечения интенсивного речевого развития детей, формирования их творческого потенциала, литературно-художественных способностей создан кружок «Литературный вернисаж», задачей которого является воспитание будущего читателя, владеющего начальной системой читательский умений, работой с книгой и текстом, имеющей необходимой художественной, речевой опыт для использования его в собственной творческой деятельности.
Направленность программы. Программа направлена на обеспечение построения целостного педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально — коммуникативное и художественно — эстетическое во взаимосвязи. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: Интенсивное формирование речевого развития дошкольников, их творческого потенциала и литературно-художественных способностей.
 
Задачи: Использовать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников; развивать навыки словесного творчества, поэтического слуха, интонационной выразительности речи; развивать у детей умение точно чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка; воспитывать осознанное отношение детей к языку, как изобразительно – выразительному средству, воплощению художественного образа; прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты; развивать интерес к художественной литературе.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц во вторую половину дня на протяжении 2 лет (старшая группа – первый год обучения, подготовительная к школе группа – второй год обучения). Продолжительность занятия 25-30 мин. Общее количество занятий - 32.
Принципы:
•    Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.
•    Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.
•    Принцип выбора.
•    Принцип доверия и поддержки.
Формы    организации: комплексная    деятельность;    занятия-путешествия;    занятия- инсценировки; литературные развлечения, концерты.
Методы работы:
•    наглядные    (использование    мультимедийных    средств,    показ    иллюстраций, тематических альбомов);
•    словесные (чтение воспитателя по книге или наизусть; рассказывание воспитателя; заучивание наизусть; беседы; игры-беседы; сочинение историй);
•    практические    (игры-драматизации;    кукольные    спектакли;    игры-инсценировки; подвижные игры; пальчиковые игры; рисование; лепка; аппликация).
Наглядный материал:
•    иллюстрации и репродукции;
•    наглядно — дидактический материал;
•    игровые атрибуты;
•    стихи, загадки;
•    открытки для рассматривания.
Количество детей в группе – 8 человек.
Программа составлена с учётом интеграции различных видов деятельности:
«Театрализованная деятельность» - создание сказочных персонажей, масок, показ спектаклей для младших дошкольников, игр драматизации.
«Коммуникативная деятельность» - использование художественного слова речи. Развитие диалогической и монологической речи.
«Познавательная деятельность» - расширять кругозор детей в процессе различных видов деятельности.
 


«Музыкальная деятельность» - способствовать развитию воображения пополнять словарный запас; умение выражать мысли и чувства при помощи невербальных средств.
«Изобразительная деятельность» - знакомство детей с книжной графикой, репродукциями картин, иллюстрациями, развивать мелкую моторику руки, творческие способности воображение.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у ребёнка сформируются умения:
1.    Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи).
2.    Запоминать считалки, скороговорки, загадки.
3.    Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения.
4.    Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
5.    Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
6.    Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их.
7.    Воспроизводить содержание произведения.
8.    Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм.
9.    Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.).
10.    Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
11.    С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
12.    Пересказывать содержание сказок.
13.    Отвечать на поставленные вопросы.

Перспективное планирование кружка «Литературный вернисаж» на 2022-2023 учебный год (старшая группа):
    Дата    Тема    Задачи
    Октябрь    «Книга    – лучший друг»    Познакомить детей с историей возникновения книги: от каменного    века до современной
полиграфии
    Октябрь    «Книжкина больница».    Создание для каждого ребенка ситуации успеха; формирование навыков ремонта книг;  формировать  умение  работать  в
команде; воспитание сопереживания.
    Ноябрь    «Здравствуй, сказка»    Познакомить    детей    с    жанром    «сказка»; определить его отличительные черты; дать
5
 

            представление    о    видах    сказок;    развивать воображение, память, мышление
    Ноябрь    «Картинки    – подсказки»    Познакомить детей с художниками- иллюстраторами; формировать умение рассматривать    сюжетные    картины; формировать умение правильно воспринимать и  чувствовать  настроение  иллюстраций  к
сказке, развитие творческих способностей.
    Декабрь    «Я    –
художник- иллюстратор»    Формировать умение рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников; формировать умение правильно воспринимать и чувствовать настроение иллюстраций; дать почувствовать себя в роли художников- иллюстраторов;    развивать    творческие
способности.
    Декабрь    «Нужна    ли нам сказка?»    Познакомить детей с понятием автор (писатель), читатель; продолжать знакомить с жанром «сказка»; определять его отличительные черты; формировать умение различать добро и зло; развивать речь, мышление,  память;  повышать  интерес  к
сказке.
    Январь    «Жили    – были»    Закрепить знания жанровых особенностей сказки; показать детям особенности народного языка; развивать познавательный и эмоциональный интерес к сказке; тренировать
умение рассматривать новую книгу по правилам
    Январь    «Играем    со сказкой»    Продолжать знакомить детей с жанром сказки; развивать творчество и фантазию при сочинительстве; привлекать детей к игре –
драматизации.
    Февраль    «Театр сказки»    Формировать умения инсценировать сказку; развивать диалогическую речь, её выразительность; развивать творческие способности;  формировать  умение  детей
общаться со сверстниками.
    Февраль    «Сказка ложь, да    в    ней
намёк»    Продолжать знакомить детей с жанром сказки; развивать    монологическую    речь,    память,
внимание, образное мышление.
    Март    Театральная мастерская
«Мы волшебники»    Формировать у детей умения изготавливать атрибуты к сказке, работать сообща; развивать творческие способности, диалогическую речь,
её выразительность.
6
 
    
    Март    Драматизация сказки
«Репка»    Развивать у детей образность речи; развивать творческие способности; формировать умение общаться   со   сверстниками   в
различных жизненных ситуациях.    
    Апрель    «Сборник
сказок нашей группы»    Продолжать знакомить детей с жанром сказки, закреплять умение отображать в рисунке главную мысль сказки; развивать творчество и фантазию.    
    Апрель    «Загадки
бывают разные»    Изучить группы загадок, структуру загадки, формировать    представления    о    жанре
«загадка»    
    Май    «Отвечай-ка, если знаешь»    Формировать представления о жанре загадки; формировать умение отгадывать загадки, анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы; развивать речь, мышление, память, внимание. разных видов
загадок.    
    Май    «Рисуем загадку»    Формировать    у    детей    умение    в    рисунке
прятать отгадку с опорой на ассоциативное мышление; развивать творчество и фантазию.    

Перспективное планирование кружка «Литературный вернисаж» на 2023-2024 учебный год (подготовительная к школе группа):    
    Дата    Тема    Задачи    
    Октябрь    «Мир рассказов»    Познакомить детей с жанром рассказа; формировать умение работать с текстом;  развивать  связную  речь,
творческие способности и устойчивый интерес к книге.        
    Октябрь    Чтение    рассказа    В. Драгунского
«Заколдованная буква»    Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать и понимать содержание произведения; совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы; понимать юмор писателя; воспитывать
интерес к детской художественной литературе.        
    Ноябрь    «Я – писатель (автор)» (составление
рассказов    по    серии сюжетных картинок)    Формировать у детей умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных   картинок;   формировать
целостное впечатление об изображении        
7    
 
        на серии картинок; развивать связную речь, мышление, внимание, восприятие,
общие речевые навыки.
Ноябрь    «Складно, да ладно»    Познакомить детей с жанром произведений «стихи»; прививать любовь к произведениям великих поэтом;   воспитывать   эстетические
чувства у детей.
Декабрь    Путешествие    по стране «Сочиняй-ка»    Закрепить понятие «рифма»; формировать у детей умение подбирать рифмы к заданному слову; познакомить их с простейшим сочинительством; доставить  радость  от  коллективного
труда.
Декабрь    «Малые фольклорные формы»    Познакомить детей с малыми фольклорными формами
(потешки, поговорки, скороговорки, колыбельные). уточнить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм; формировать у детей умение понимать переносное значение образных выражений, составлять сказки  и  рассказы  по  пословицам;
формировать    выразительность, точность речи.
Январь    Иллюстрирование пословиц и поговорок    Раскрыть смысл пословиц и поговорок:
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Поспешишь – людей
насмешишь», учить употреблять их в повседневной жизни; развивать
творческие способности, воображение и фантазию.
Январь    «Хочу все знать»    Познакомить детей с детскими публицистическими изданиями,
вызывать интерес к ним, умение с ними работать; расширять кругозор.
Февраль    «Рисуем комиксы»    Предложить детям нарисовать комиксы, опираясь на знакомые
мультфильмы; развивать творчество и
фантазию, воображение, мышление.
Февраль    «Театральные подмостки»    Развитие креативных свойств ребенка через театральную деятельность.
 
Март    Театральная
мастерская «Мы костюмеры и бутафоры»    Формировать у детей умения изготавливать атрибуты к сказке,
работать сообща; развивать творческие способности, диалогическую речь, её выразительность.
Март    «У нас в гостях театр»    Прививать любовь к театру, как к
новому из видов искусств; воспитывать желание быть участниками действия.
Апрель    «Сказки для малышей
«Репка», «Теремок».    Развитие диалогической речи у детей средствами игровых технологий; воспитание у детей коммуникативных
способностей, заботы о младших
Апрель    Драматизация    сказки
«Теремок»    Развивать у детей образность речи; развивать творческие способности; формировать умение общаться со
сверстниками в различных жизненных ситуациях.
Май    «Путешествие    по русской ярмарке»    Продолжать знакомить детей с различными жанрами устного
народного творчества; прививать любовь к ним, обратить внимание на особенности народного языка;
воспитывать эстетические чувства.
Май    «Таланты    и
поклонники»    Проявление креативных свойств ребенка в итоговом концертно- досуговом мероприятии по итогам
работы кружка.


Используемая литература:
1.    Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина «Сказкотерапия в ДОУ и семье». – Методическое пособие, М.: «Сфера», 2010.
 
2.    «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты Нод». – Под редакцией О.С. Ушаковой, М.: «Сфера», 2002.
3.    В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми». – М.: «Владос», 1994.
4.    Mreadz.com В.В. Гербова «Занятия по развитию речи», старшая группа. – Электронная книга.
 

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie