«Волшебное оригами»

Программа занятий

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Программа «Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) с словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
 
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Содержание программы направлено на достижение целиознакомления детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.

Цель программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи
Обучающие:
Формировать умения следовать устным инструкциям.
•    Обучать различным приемам работы с бумагой.
•    Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
•    Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
•    Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
•    Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
•    Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
 
•    Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
•    Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
•    Воспитывать интерес к искусству оригами.
•    Расширять коммуникативные способностей детей.
•    Способствовать созданию игровых ситуаций.
•    Совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы реализации программы
•    Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
•    Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
•    Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
•    Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
•    Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Навыки, прививаемые детям в процессе занятий:

•    Владение ножницами.
•    Обработка квадрата.
•    Создание основ (базовых форм) оригами
•    Аппликативное оформление оригами.
•    Составление творческих композиций.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся один раз в 2 недели, с октября по май. Продолжительность занятий 20 минут.
Форма организации образовательного процесса подгрупповая (10 человек). Программой предусмотрено проведение:
•    диагностических занятий – 1
•    практических занятий –15
 
Методы, используемые на занятиях:
•    беседа, рассказ, сказка;
•    рассматривание иллюстраций.
Форма работы - тематическая совместная деятельность педагога с детьми.

Общий план занятий.
Занятия строятся по плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
1.    Подготовка к занятию (установка на работу).
2.    Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
•    повторение названия базовой формы;
•    повторение действий прошлого занятия;
•    повторение    правил    пользования    ножницами,    клеем,    правил    техники безопасности.
3.    Введение в новую тему:
•    загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
•    показ образца;
•    рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
•    повторение правил складывания.
4.    Практическая часть:
•    показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
•    текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
•    оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
•    анализ работы воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Итоги реализации программы.
Составление альбома лучших работ. Проведение выставок детских работ.
Ожидаемые результаты.
В результате дети:
•    научатся различным приемам работы с бумагой;
•    будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
•    научатся следовать устным инструкциям;
•    будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
 
•    разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
•    овладеют навыками культуры труда;
•    улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила при обучении технике оригами:
•    Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
•    Бумага для поделок должна быть тонкой,    упругой, хорошо сгибаться, цветной.
•    Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
•    При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
•    Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
•    Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
•    Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
•    После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование:

1.    Бумага.
2.    Непосредственно рабочая: цветная из набора.
3.    Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
4.    Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
5.    Клей-карандаш.
6.    Салфетки: бумажная, тканевая.
7.    Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.


Перспективный план обучения.
Октябрь

1.        Знакомство с искусством оригами. Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется). Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать
 
прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
2.    «Дом». Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом.
Ноябрь
1.    «Воздушный змей». Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.
2.    2 «В осеннем лесу» (коллективное панно). Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.
Декабрь
1.    «Собачья семейка». Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.).
2.    «Царевна ёлочка». Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. Украшение ёлочки.
 
Январь
1.    «Дед Мороз». Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.
2.        «Гномик». Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Февраль
1.    «Кораблики в море» (коллективная композиция). Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный корабль.
2.    «Поздравительная открытка к 23 февраля». Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали.


Март
1.    «Мамин праздник» (поздравительная открытка к 8 Марта). Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.
2.    «Сова». Базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.
 
Апрель

Май
 


1.    «Ракета» Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.
2.    Панно «Цветочный луг». Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.


1.    «Бабочка». Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны.
2.    Итоговое занятие. Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.
 
Используемая литература:
1.    «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
2.    «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
3.    «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
4.    «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
5.    «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
 

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie