«Ловкий мяч»
Программа занятий
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность- естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Оптимальный объем развития двигательных качеств - одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей 5-6 лет (включительно). Уровень физической подготовленности принято определять в основном по степени развития мышечной силы, быстроты и выносливости. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость, меткость, точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.
Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старшей и подготовительной групп в дошкольных образовательных учреждениях. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию, построенная на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Из выше изложенного, назрела острая необходимость поискапутей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
С этой целью была разработана рабочая программа дополнительного образования «Ловкий мяч».
Программа предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. В организованной образовательной деятельности создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствия нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности.
С удовольствием дети катают мячи, забрасывают их в ящик, корзину. Эти движения нравятся ребенку своей доступностью. Бросать, катать, метать можно мячи большие и маленькие, резиновые и надувные. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа и в разных направлениях. Таким образом, рабочая программа дополнительного образования «Ловкий мяч» предусматривает разнообразную деятельность детей, дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы, а также способствует эмоциональной смене деятельности. После многочисленных упражнений и игр появляется своеобразное «чувство мяча».
В основу рабочей программы дополнительного образования «Ловкий мяч», легли требования к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития ребёнка. Рабочая программа дополнительного образования инструктора по физической культуре реализуется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральнымзакономот29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »;
- Санитарными правилами СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи », утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155);
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка»
В программе прослеживается:
- комплексный подход к отбору программного содержания и методики проведения образовательной деятельности, а также к разработке приёмов руководства как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельностью детей;
- высокая вариативность в использовании содержания;
- осуществление физического развития ребёнка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учётом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития.
Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями (праздниками, развлечениями, подвижными играми),она ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умение действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен народными играми.
Дидактические принципы: сознательность, активность, систематичность и последовательность, доступность и прочность, наглядность.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: сформировать потребность в движении, развивать и совершенствовать движения, развивать двигательные способности и самостоятельность детей 5-6 лет (включительно).
Задачи:
• Формирование у воспитанников устойчивого интереса к играм с мячом, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в процессе игр и упражнений с мячами в соответствии с его индивидуальными особенностями
• Содействие развитию двигательных способностей дошкольников;
• Воспитание положительных морально-волевых качеств детей;
• Формирование у воспитанников привычек здорового образа жизни.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1. поддержки разнообразия детства;
2. сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации(обогащения) детского развития;
4. создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
5. содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
8. учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей. Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимаетигра, как ведущий вид деятельности.
1.4. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Возрастная характеристика детей 5-6лет (включительно)
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойч ивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на неболь шие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать ре зультаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворени е полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, с пособствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное о тношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Н екоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно- гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, вы полняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвое нию основ здорового образа жизни.
Речевое развитие
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мим ических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразит ельность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части ре чи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активн о используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не толь ко главное, но и детали.
Познавательное развитие
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться воспри ятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей сис тематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжа ет развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают со вершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизволь ного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять дет али постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобще нным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может ос уществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Социально-коммуникативное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждаетс я в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты станов ятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяютс я в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролев ой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр
» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояни я, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда выпол няются качественно,
быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание тру довой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-
6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, п рямоугольной формы,
состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяютс я представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения раз личных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональн ым. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форм е изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямо угольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно- мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь
без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют та нцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тем у. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Предполагаемые результаты программы для детей 5-6 лет (включительно)
Умение действовать по сигналу педагога, быстро реагировать на сигнал;
Умение играть с мячом, не мешая другим;
Согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах (эстафета или поточный метод);
Развитие навыков движений, владение правильными способами их выполнения:
Прокатывание мяча:
- По прямой между предметами;
- По наклонной гимнастической скамейке;
- Змейкой между стойками;
- Катание мяча с попаданием в предмет.
Бросание мяча:
-друг другу в парах;
двумя руками от груди друг другу;
- бросок мяча в предмет;
- вверх и ловля его;
- с поворотом кругом;
-по мишеням двумя руками от груди;
Отбивание мяча:
- на месте правой , левой рукой;
- правой, левой рукой с продвижением вперёд;
- ведение мяча, затем остановка и бросок в баскетбольное кольцо\обруч .
Метание мяча:
- в двигающуюся цель;
- вдаль правой и левой рукой,
- в обруч\ в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу.
- в вертикальную цель;
- в горизонтальную цель.
Срок реализации Программы
Срок реализации – один учебный год.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год – сентябрь и май.
Для диагностики физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, по методике Э.Я.Степанковой предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Программа ориентирована на детей 5- 6 лет (включительно)
Занятия проводятся с детьми 2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность организованной образовательной деятельности для детей
5-6 лет (включительно)-25 мин.
Контроль за усвоением материала программы проводится в конце учебного года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Прокатывание мяча
1. Мониторинг навыков ребенка 1
2 Прокатывание мяча 1
3. Прокатывание мяча в «воротики» 1
4. Прокатывание мяча по наклонной гимнастической скамейке 2
5. Катание «змейкой» между предметами 2
Бросание мяча
6. Броски мяча по настенным мишеням 1
7. Броски мяча в корзину/обруч 2
8. Бросок мяча об пол и ловля его после отскока 2
Отбивание
9. Отбивание мяча на месте 1
Метание
11. Метание в двигающуюся цель 1
12. Метание вдаль двумя руками из-за головы 1
13. Метание вдаль двумя руками от груди 1
14. Мониторинг результатов работы 2
Итого 18
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура организованной образовательной деятельности
1) Вводная часть, цель которой разогреть не только двигательный аппарат ребёнка, но и подготовить его к выполнению заданий, требующих внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
2) Общеразвивающие и игровые упражнения на развитие пальцевой и ручной ловкости, общей моторики коррекционного воздействия для опорно-двигательного аппарата;
3) Основная часть, задача которой разучить, повторить и закрепить действия с мячом, формирующие «чувство мяча»;
4) Заключительная часть, состоящая из игр (двух или более) активной или малоподвижной (на внимание, быстроту реакции).
Критерии оценки выполнения
Высокий уровень - правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
Средний уровень- есть отдельные изолированные движения, но навык неавтоматизирован, неправильное выполнение после третьего движения;
Низкий уровень- ребёнок не может выполнить задание.
Методика обучения играм с мячом включает три основных этапа работы.
На первом этапе дети учатся технике перемещения (стойке, бегу, прыжкам, поворотам, остановкам). Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют в ОО по физическому развитию и на прогулке.
Детям необходимо освоить технику удерживания и броска мяча. При формировании действий с мячом ребёнок учится чувствовать мяч как часть своего тела. Дошкольники знакомятся с некоторыми свойствами мяча, учатся соотносить высоту отскока и прилагаемую к мячу силу, дальность броска и вес мяча. В упражнениях дети привыкают к мячу, осваивают его качества, учатся управлять им.
На втором этапе с детьми отрабатываются навыки владения телом и пространством, которые включают в себя формирование пространственных представлений (дальше— ближе, справа— слева, вверх — вниз), ускорение и замедление тела передвижения, повышение тактильной чувствительности, отработку согласованной работы всего тела, развитие ловкости, внимания к точности броска, удара, попадания.
На третьем этапе работы развивается произвольность, саморегулирование, самоконтроль, ручная (предметная) ловкость. Развитие и закрепление действий с мячом осуществляются в подвижных играх. Соблюдая постепенное усложнение обучения, проводятся игры, в которых игровое действие развёртывается между несколькими группами (например, «Мяч водящему»,
«Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети играют в более сложные игры, в которых ведётся счёт между двумя командами «Мяч капитану».
2.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Одним из условий повышения эффективности работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и развивающей предметно-пространственной среды.
Методы, используемые в образовательной деятельности
- Словесные (объяснение, упражнения, указание, распоряжение, команда, рассказ, беседа);
- Наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий);
- Практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования)
Изучение программы дополнительного образования начинается с несложных движений и заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – изучение техники перемещения и использование действий (стойка, бег, прыжки, повороты, броски мяча) в подвижных играх при максимуме возможности их сочетания. Разнообразие сочетаний спортивных движений создаёт впечатление новизны и развивает творческую фантазию у детей.
2.3. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Программа направлена на формирование общей культуры личности воспитанников 5-6 лет (включительно), развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Так для детей дошкольного возраста (3-7лет (включительно)–это ряд видов деятельности, таких как:
– игровая деятельность;
– коммуникативная;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– познавательно-исследовательская;
– конструктивно-модельная;
– музыкальная;
– двигательная.
2.4. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Одна из характеристик личностного развития дошкольника-проявление детской инициативы.
Основанием для выделения сторон инициативы послужила собственнопредметно-содержательнаянаправленностьактивностиребенка.
Стороны инициативы:
• Творческая (включенность в игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление и т.д.).
• Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности, где развиваются произвольность, физические качества).
• Коммуникативная (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатии).
• Познавательная - любознательность (включенность в
экспериментирование, простую познавательно- исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно- временные, причинно-следственные отношения).
2.5. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Система работы с родителями (законными представителями ) воспитанников 5-6 лет (включительно) включает:
– ознакомление семей воспитанников с результатами работы по Программе на родительских собраниях, на сайте Детского сада, через открытую образовательную деятельность;
– ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы по Программе, направленной на физическое, психическое и социально- эмоциональное развитие ребенка;
– участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях;
– ознакомление родителей (законных представителей) с конкретными приемами и методами воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Методические пособия
1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду
2. БуцинскаяП.П., ВасюковаВ.И., ЛесковаГ.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду
3. ВоробьёваТ.А., КрупенчукО.И .Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики
3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙСРЕДЫ
Условия проведения образовательной деятельности
- Спортивный зал: пособия и игрушки соответствуют по устройству, размерам и весу возрасту детей, их подготовленности, обеспечивается безопасность;
- Спортивная одежда и обувь детей.
Спортивное оборудование:
- мячи резиновые разного диаметра
- мячи набивные
дополнительное:
- мишени, дуги, кольца баскетбольные, кегли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников.М.,2003.
2. Буцинская П.П.,Васюкова В.И., Лескова Г.П .Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 2010
3. Воробьёва Т.А.,Крупенчук О.И. Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб.,2003.
4. Глазырина Л.Д.,Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.М., 1999.
5. Кинеман А.В.,Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005.
6. Казак О.Н. Большая книга игр для детей.СПб.,2009.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности.М.,1973.
8. ЛопатинаЛ.В.Особенностимоторныхфункцийудошкольников.СПб.,1993.
9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников .М., 2015.
10. Развитие движений ребенка- дошкольника/Подред.М.И.Фонарева.М.,2005.
11. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения
/Подред.С.О.Филипповой. СПб.,2005.
Приложение№1
Мониторинг
Освоения программы дополнительного образования «Ловкий мяч»:
Фамилия, имя ребенка
Двигательная деятельность
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
Итоговый показатель по каждому:
Координация и гибкость
Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук: умеет брать, держать, переносит ь, класть, бросать, катать
мяч. Умеет ходить и бегать, не наталкива ясь на других детей. Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3разаподряд и ловить Проявляет интерес к спортивным играм упражнениям (городки, баскетбол, настольный теннис, футбол). Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать и мнекоторые сведения о событиях спортивной жизни
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»