«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Программа занятий

I Целевой раздел

1.    Пояснительная записка
Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребѐнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент еѐ познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжѐнная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
1.1    Актуальность программы
Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего - подготовительного возраста от 5 до 7 лет.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование    у    ребенка    культуры    сознания,    культуры    мышления,
«экологической    совести»    является    в    наши    дни    насущной    задачей
 
экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всѐ воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребѐнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.

1.2    Цель и задачи программы
Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
-    человек — неотделимая часть природы;
-    природа – едина и многообразна;
-    человек ответственен за сохранность природы;
-    человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные:
—    дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;
—    о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле;
—    о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
 
—    о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
—    учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
—    организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
—    научить детей простейшим правилам поведения в природе; развивающие:
—    развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
—    развивать    познавательные    и    творческие    способности    детей, коммуникативное общение;
—    развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
—    сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
—    сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по еѐ охране и предупреждению насилия над природой;
—    научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
—    формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.


1.3    Принципы и подходы к реализации программы
•    принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
•    принцип систематичности и последовательности;
•    принцип наглядности;
•    принцип доступности и посильности;
•    принцип учета возрастных особенностей детей;


1.4    Практическое значение программы кружка
Практическое значение программы – это изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими
 
делами (акции природоохранного характера, работа в цветниках, подкормка птиц, посадка огородов и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности; экскурсий, наблюдений, опытов.

1.5    Формы и режим занятий
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Октябрь-май 2022-2024 г.

1.6    Возраст детей и продолжительность реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7
лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
 
•    1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
•    2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
1.7    Ожидаемые результаты освоения программы Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
-Правила поведения в природе.
-Растения и их характерные признаки.
-Основные признаки диких и домашних животных.
-Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
-О перелѐтных птицах.
-О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
-Об охране природы.
-О наиболее характерных признаках разных времѐн года и явлениях природы.
-О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
-Выполнять правила поведения на природе.
-Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
-Обеспечивать уход за растениями цветников.
-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
-Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

II Содержательный раздел
2.1    форм, приемов, методов и технологий организации кружка
Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию) - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) - исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: - фронтальный  (одновременно  со  всей  подгруппой)  -  индивидуально-
 
фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) - подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.) - индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).


2.2    Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка
•    Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3648-20 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 28.09.2020г. №28)
•    Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 №273-Фз (ред.от 30.03.2022)
•    Положение о кружковой работе
•    Приказ об организации кружковой работы ДОУ

2.3    Планирование содержания работы кружка Перспективный план старшей группы
Сентябрь


№ недели/Тема недели    Организованная образовательная деятельность
3 неделя Проведение мониторинга    


Октябрь


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1неделя Перелетные и зимующие птицы    Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни
3 неделя
Корова и коза, лошадь    Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о
 
и    овца    –    домашние животные    пользе животных для человека и способах ухода за ними;

Ноябрь


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме    
Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме
3 неделя
Наши четвероногие друзья (кошка и собака)    Формировать представление детей о том, что собака умное дом .животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным


Декабрь


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Как узнать ель? Какие у неѐ иголки? Сколько лет нашей ели?    Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели
3 неделя Какой снег? Наблюдения за снежинками.
Опыты с водой
(получаем талую воду, замораживаем воду)    
Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать
снежинки из бумаги для украшения группы. Показать детям свойства

Январь


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
2 неделя
Лес – это дом для многих жильцов    Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь
всех обитателей зависит друг от друга
 
4 неделя
Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу    Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период


Февраль

№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя Выращивание лука    Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в
разных условиях, делать зарисовки с натуры.
3 неделя
Прошла зима холодная    Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных.
Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в
рисунках.


Март


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя

Как люди заботятся о своѐм здоровье весной    Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять
продукты, богатые витаминами.
3 неделя
Божья коровка    Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру


Апрель
 

№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)    Вызвать у детей интерес к наблюдениям за
знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером.
3 неделя
Праздник юных любителей природы    Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу.


Май


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Весна кончается – лето начинается    Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни (становится тепло, увеличивается световой
день и т. д.)
3 неделя Проведение мониторинга    


Перспективный план подготовительной группы
Сентябрь

№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя Проведение мониторинга    

Октябрь
 
№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Почему белые медведи не живут в лесу?    Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни
4 неделя
Что человек делает из глины?    Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда).

Ноябрь

№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя Сравнение рыб и лягушек    Формировать обобщенные представления: рыбы –
водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши.
3 неделя Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения    Сформировать у детей представления о
дифференцированных потребностях комнатных
растений во влаге. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений.


Декабрь


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Беседа о лесе.    Уточнить и расширить представление детей о лесе.
3 неделя
Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов»    
Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам.

Январь


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
2 неделя    Опыты с водой: что такое пар? Зимние узоры на снегу
 
Наблюдение за водой, снегом, паром.    – это что?

4 неделя
Земля – живая планета    
Уточнить представления детей о Солнечной системе.
Февраль


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя Выращивание лука. Наблюдение за луком.    Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры. Выявить какие изменения произошли с луковицей за неделю.
Зарисовать в дневнике наблюдений.
3 неделя
Опыты с воздухом    Наблюдения: Воздух упругий. Дуем – играем. Воздух нужен для жизни. Чем пахнет воздух?

Март


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя

Наблюдения за луком и ветками в вазе.    Наблюдение за дальнейшими изменениями в росте луковицы. Для срезанных веток создать благоприятные условия.
2 неделя
Что мы знаем о птицах    Уточнить представления детей о знакомых птицах,
условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Апрель


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)    Вызвать у детей интерес к наблюдениям за
знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов
бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером.
 
3 неделя
Лес в жизни человека    Уточнять представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном,
эстетическом, хозяйственном.


Май


№ недели/Тема недели    Организационно
образовательная деятельность
1 неделя
Кому нужна вода?    Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт (она нужна всем живым существам).
2 неделя
Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером.    Уточнить и обобщить представления детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее; сообществе, которое сложилось без помощи человека.

III Организационный раздел
3.1    Предметно-развивающая среда и система работы по программе
•    Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок живой природы», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
•    Подбор методической литературы.
•    Обучающие познавательные занятия.
•    Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
•    Взаимосвязь детского экологического воспитания с другими направлениями: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.

3.2    Материально-техническое оснащение занятий.

•    Мультимедийное оборудование;
•    Предметные    картинки    с    изображением    растений,    животных    и насекомых;
•    Фигурки с домашними и дикими животными;
•    Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
•    Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
•    Гербарий растений;
 
•    Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
•    Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за еѐ пределами;
•    Кормушка для птиц;
•    Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)

3.3    Формы проведения итогов реализации программы
•    Выставка рисунков, участие в конкурсах поделок «Золотая осень», засушивание гербария, акции «Покормите птиц зимой», экологические проекты «Планета Зверей».
•    Отчет о кружковой работе

3.4    Педагогическая диагностика результативности программы. Мониторинг

Показатели развития    Формы (перечень диагностических средств, методик)    Периодичность
Ребенок имеет представления    Наблюдения;    2 раза в год,
о жизни животных и    беседы;    сентябрь — май
растений в сообществах —    выполнение    
экосистемы; о целостности и    поручений,    
уникальности каждого    специальных    
сообщества о разнообразии    заданий;    
животных и растений на    экспериментальны    
Земле.    е ситуации.    
Имеет представления о        
взаимосвязях неживой        
природы, растений,        
животных; о сезонных        
изменениях в неживой        
природе, растительном и        
животном мире, их        
взаимосвязях.        
Владеет умениями        
ориентироваться в мире        
физических явлений на        
основе уточнения        
 
представлений; простейшим правилам поведения в природе.        
Способен оценивать состояние природной среды, принимать правильные
решения по ее улучшению.        
У ребенка сформировано чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений.        
Сформировано понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по еѐ охране и предупреждению насилия над природой        
Сформировано умение, через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии
форм и красок        

3.5. Перспектива работы
Экологическое воспитание должно занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников; воспитать заинтересованность, научить понимать и ценить природу; расширять и углублять свои представления об окружающем мире; развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.


3.6 Методическое обеспечение

1.    С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», 5 – 6 лет; Мозаика, синтез, Москва,2010г.
2.    С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»
 
3.    Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников». Издательство «Учитель», Волгоград
4.    О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».
5.    С. Н. Николаева «Юный эколог», «Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» 6-7 лет. Мозаика, Синтез, Москва 2010г.
6.    Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
7.    Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
8.    Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011
9.    «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000
10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992
11.    Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
12.    Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
13.    Интернет ресурсы.
 

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie