"Мы едины, мы - Россия"
Программа занятий
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Сроки реализации программы:
Срок реализации программы: с 1 октября по 31 мая
Возрастная группа: дети 6-7 лет
Количество занятий в год: 8
Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели
Форма организации: групповая
Длительность занятий: 30 минут
Место проведения кружка: групповая комната
3.Цель программы:
-Создание благоприятных условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.
- Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую социально-нравственному воспитанию дошкольников.
- Формировать социально-активную личность, посредством кружковой работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
4.Задачи программы:
- Развивать у старших дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности.
- Обучать детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
- Формировать чувство национальной гордости, гражданского достоинства.
- Воспитывать чувство любви к Отечеству, многонациональному народу, готовности к его защите.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, высказывать своё мнение.
- Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
6.Основные принципы
При разработке программы кружка «Мы едины! Мы-Россия» приоритетными являлись следующие принципы:
- Приоритетности воспитания в педагогической деятельности.
- Учета психологических и индивидуальных особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста.
- Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
- Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности
Результатами работы программы «Мы едины! Мы-Россия!» должны стать знания детей о:
· Домашнем адресе (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
· Месте работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
· Месте проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия.
· Своей нации, языке, традициях (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России, президента России);
· Представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
· Природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
· Название планеты, на которой мы живем;
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей.
Подведения итогов реализации рабочей программы кружковой работы:
1 этап — открытое занятие кружковой деятельности в форме «Викторины»
2 этап — выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие,
выставка детских работ.
3 этап – представление итога кружковой деятельности, выступление на педагогическом совете.
5. Формы организации:
Большое значение в патриотическом воспитании имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.
- Беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
5. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение).
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
7. Знакомство детей с народным творчеством, вышивкой, росписью.
8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.).
9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
11. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
12. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
13. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
14. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
15. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
16. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
17. Участие в праздниках, вечерах досуга.
18. Участие в посильных общественно-полезных работах.
.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию:
-Репродукции картин
-Методическая литература
-Наглядные и дидактические пособия
-Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
-Современные средства ТСО
-Аудиозаписи
-Карты, атлас, глобус
-Художественная литература
-Государственная символика
10.10.2
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом: - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения; - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых; - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок; - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине; - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Сроки реализации программы: Срок реализации программы: с 1 октября по 31 мая Возрастная группа: дети 6-7 лет Количество занятий в год: 8 Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели Форма организации: групповая Длительность занятий: 30 минут Место проведения кружка: групповая комната 3.Цель программы: -Создание благоприятных условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. - Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую социально-нравственному воспитанию дошкольников. - Формировать социально-активную личность, посредством кружковой работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 4.Задачи программы:
6.Основные принципы При разработке программы кружка «Мы едины! Мы-Россия» приоритетными являлись следующие принципы:
Результатами работы программы «Мы едины! Мы-Россия!» должны стать знания детей о: · Домашнем адресе (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад); · Месте работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение); · Месте проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия. · Своей нации, языке, традициях (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России, президента России); · Представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); · Природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней); · Название планеты, на которой мы живем; Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей. Подведения итогов реализации рабочей программы кружковой работы: 1 этап — открытое занятие кружковой деятельности в форме «Викторины» 2 этап — выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ. 3 этап – представление итога кружковой деятельности, выступление на педагогическом совете. 5. Формы организации: Большое значение в патриотическом воспитании имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
5. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение). 6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. 7. Знакомство детей с народным творчеством, вышивкой, росписью. 8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.). 9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах. 10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания). 11. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д. 12. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций 13. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации. 14. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. 15. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. 16. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация. 17. Участие в праздниках, вечерах досуга. 18. Участие в посильных общественно-полезных работах. . Материалы для занятий по патриотическому воспитанию: -Репродукции картин -Методическая литература -Наглядные и дидактические пособия -Иллюстрации различных видов войск, портреты героев -Современные средства ТСО -Аудиозаписи -Карты, атлас, глобус -Художественная литература -Государственная символика 6.Тематическое планирование Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
024 «С чего начинается Родина?» |
Беседа, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Прослушивание песни на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
10.10.2024 «С чего начинается Родина?» |
Беседа, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Прослушивание песни на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Фотоальбом «Любимый город – Ульяновск», иллюстрации, фотографии |
№ п/п |
Дата и тема занятия |
Вид деятельности |
Про
граммное содержание |
Оборудование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКТЯБРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
10.10.2024 «С чего начинается Родина?» |
Беседа, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Прослушивание песни на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Фотоальбом «Любимый город – Ульяновск», иллюстрации, фотографии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
24.10.2024 «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» |
Непосредственная образовательная деятельность: беседа, д/и «Собери герб», просмотр наглядных пособий, прослушивание аудиозаписи «Гимн России». Создание уголка по гражданскому воспитанию. |
Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны. |
Карта России, глобус, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ; презентация. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НОЯБРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
01.11.2024 «День народного единства» |
Рассказ воспитателя о событиях, происходящих 400 лет назад (восстания против поляков) с показом презентации. Художественное творчество «Вместе мы едины…» (солнце из ладошек) Чтение стихов Натальи Майданик «День народного единства», «Едины навсегда», «Призывная». Слушание песни «Дорогою добра». |
Приобщать детей к истории России; закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки); учить узнавать и называть героев России; воспитывать уважение к людям, прославившим Россию; воспитывать нравственно - патриотические чувства к Родине. |
Презентация, художественная литература |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
21.11.2024 «Природа России» |
Беседа, просмотр презентации, иллюстраций, чтение художественной литературы. Рисование на тему: «Берёзка – символ России». |
Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине. вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней. |
Презентация, иллюстрации, художественная литература, бумага, цветные карандаши. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕКАБРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
13.12.2024 «Как люди на Руси жили» |
Беседа «Как живут в деревне». Презентация «Русская изба». Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». Рисование «Русская изба». |
Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представления об избе; прививать чувство любви к родной деревне; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелёгкий, но благородный труд; учить детей изображать рубленую избу в рисунке. |
Иллюстрации, художественная литература, бумага, цветные карандаши |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
26.12.2024 «Москва – столица нашей Родины» |
Рассказ воспитателя о Москве. Презентация «Москва – главный город России». Чтение В. Степанов «Москва», А. Барто «Первый салют в Москве», И. Токмакова «Красная площадь» Выставка рисунков «Москва златоглавая». |
Расширять представление детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы –Кремлем, его внешним и внутренним видом; воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны |
Произведения устного народного творчества, иллюстрации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЯНВАРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
16.01.2025 «Что такое генеалогическое дерево?» |
Беседа, рассказ воспитателя. |
Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. |
Иллюстрации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. |
30.01.2025 «Путешествие по родному городу» |
Игра-путешествие «Город, в котором я живу». Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город». Игра-конструирование «Мой город». Советы родителям «Знакомим детей с достопримечательностями родного города». |
Закреплять и расширять знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях. Продолжать знакомить детей с загадками и стихотворениями о городе. Воспитывать чувства любви и гордости за него. Желание беречь окружающую среду. |
Иллюстрации. Папка-передвижка «Знакомим детей с достопримечательностями родного города» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕВРАЛЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. |
18.02.2025 «Твои защитники, Россия» |
Беседа об Армии, Родине. Заучивание стихов, пословиц и поговорок об Армии. Рассматривание книг, иллюстраций, фотоальбома «Наша Армия». Презентация «Наша Армия». Изготовление праздничных открыток. Фотогазета «Папа – мой лучший друг»! Выставка рисунков «Защитники отечества» Папка-передвижка «Растим будущего мужчину |
Развивать представление о разных родах войск; закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов; воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине; вызывать чувство патриотизма у дошкольников. |
Фотогазета «Папа – мой лучший друг»! Выставка рисунков «Защитники отечества». Папка-передвижка «Растим будущего мужчину. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. |
28.02.2025 «Широкая Масленица» |
Разучивание закличек, обрядовых песен. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Русские народные игры «Горелки», «Молчанка», «Перетягивание каната» Конкурс для родителей «Лучший рецепт блинов». |
Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье. |
Иллюстрации «Народные гулянья». Художественная литература. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАРТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
07.03.2025 «Герб – флаг – гимн» |
Конкурс-викторина. Слушанье музыкальных произведений: Государственного гимна России, песен О. Газманова «Москва», «Моя Россия» (муз. Струве, сл. Соловьёва), Д. Тухманова «День Победы», «С чего начинается Родина» (муз. Матусовского, сл. Баснера) Блиц-опрос «Наша Родина – Россия». Игра «Раскрась правильно». |
Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символического значения и образов в ней; воспитывать уважение и гордость к Государственной символике РФ, любовь и гордость за свою Родину. |
Аудиозаписи, иллюстрации, д/и «Раскрась правильно». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
28.03.2025 «Русские народные промыслы» |
Непосредственно образовательная деятельность: беседа, рассказ воспитателя, показ презентации, просмотр иллюстраций, роспись силуэтов. |
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель). Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. |
Изображения дымковских игрушек, филимоновских свистулек, гжельских тарелок, хохломской посуды, слайдовая презентация. Силуэты для росписи. Краски, кисточки, баночки с водой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АПРЕЛЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
11.04.2024 «День авиации и космонавтики» |
Презентация «Этот загадочный космос». Чтение «Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов. Рассматривание энциклопедии «Я познаю мир», «Астрономия в картинках» Л. Радлова. Лепка «Космодром». Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты». Конкурс семейных работ «Загадочный космос». |
Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек. |
Презентация «Этот загадочный космос». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
22.04.2025 «С днём рождения, Земля!» |
Стенгазета – коллаж «День Земли». Выставка рисунков: «Планета Земля глазами детей». Конкурс поделок «Мусорная фантазия». Консультация «Природа в жизни ребенка». Развлечение «В гости Пасха к нам пришла» |
Продолжать знакомить с законами природы, формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. |
Стенгазета – коллаж «День Земли». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАЙ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
02.05.2025 «Цветы Победы» |
Высаживание цветов в память о погибших солдатах. |
Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе. |
Семена цветов, лейки, лопатки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
05.05.2025 «День Победы» |
Просмотр презентации «Детям о войне». Чтение художественной литературы о ВОВ: Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить»; Прослушивание песни «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. В. Александрова, «Бьется в тесной печурке огонь» сл. А. Суркова, муз. К. Листова, «День Победы» Д. Тухманова Заучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни…» Фотовыставка «Вечная память». |
Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны; формировать элементарные представления об истории Отечества, закреплять и обогащать знания о видах флагов, их назначении, формировать представления об истории знамен; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. |
Презентация «Детям о войне», художественная литература, аудиозаписи. Фотовыставка «Вечная память». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
4. |
22.05.2025 «Знаем город наш на пять, но хотим еще узнать!» |
Викторина, ответы на вопросы, разгадывание кроссворда, дидактические игры. |
Обобщать и конкретизировать знания детей о нашем городе, как частице нашей Родины. Продолжать накапливать знания детей об истории прошлого и настоящего времени Ульяновска. Учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы используя предположения и рассуждения; высказывать свою точку зрения; логическое мышление в процессе отгадывания загадок и кроссворда; применять имеющиеся знания в дальнейшей совместной деятельности. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. |
Иллюстрации, наглядные пособия. |
№ п/п |
Дата и тема занятия |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Оборудование |
|
ОКТЯБРЬ |
|||||
2. |
10.10.2024 «С чего начинается Родина?» |
Беседа, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Прослушивание песни на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Фотоальбом «Любимый город – Ульяновск», иллюстрации, фотографии |
|
2. |
24.10.2024 «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» |
Непосредственная образовательная деятельность: беседа, д/и «Собери герб», просмотр наглядных пособий, прослушивание аудиозаписи «Гимн России». Создание уголка по гражданскому воспитанию. |
Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны. |
Карта России, глобус, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ; презентация. |
|
НОЯБРЬ |
|||||
3. |
01.11.2024 «День народного единства» |
Рассказ воспитателя о событиях, происходящих 400 лет назад (восстания против поляков) с показом презентации. Художественное творчество «Вместе мы едины…» (солнце из ладошек) Чтение стихов Натальи Майданик «День народного единства», «Едины навсегда», «Призывная». Слушание песни «Дорогою добра». |
Приобщать детей к истории России; закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки); учить узнавать и называть героев России; воспитывать уважение к людям, прославившим Россию; воспитывать нравственно - патриотические чувства к Родине. |
Презентация, художественная литература |
|
4. |
21.11.2024 «Природа России» |
Беседа, просмотр презентации, иллюстраций, чтение художественной литературы. Рисование на тему: «Берёзка – символ России». |
Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине. вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней. |
Презентация, иллюстрации, художественная литература, бумага, цветные карандаши. |
|
ДЕКАБРЬ |
|||||
5. |
13.12.2024 «Как люди на Руси жили» |
Беседа «Как живут в деревне». Презентация «Русская изба». Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». Рисование «Русская изба». |
Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представления об избе; прививать чувство любви к родной деревне; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелёгкий, но благородный труд; учить детей изображать рубленую избу в рисунке. |
Иллюстрации, художественная литература, бумага, цветные карандаши |
|
6. |
26.12.2024 «Москва – столица нашей Родины» |
Рассказ воспитателя о Москве. Презентация «Москва – главный город России». Чтение В. Степанов «Москва», А. Барто «Первый салют в Москве», И. Токмакова «Красная площадь» Выставка рисунков «Москва златоглавая». |
Расширять представление детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы –Кремлем, его внешним и внутренним видом; воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны |
Произведения устного народного творчества, иллюстрации. |
|
ЯНВАРЬ |
|||||
7. |
16.01.2025 «Что такое генеалогическое дерево?» |
Беседа, рассказ воспитателя. |
Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. |
Иллюстрации. |
|
22. |
30.01.2025 «Путешествие по родному городу» |
Игра-путешествие «Город, в котором я живу». Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город». Игра-конструирование «Мой город». Советы родителям «Знакомим детей с достопримечательностями родного города». |
Закреплять и расширять знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях. Продолжать знакомить детей с загадками и стихотворениями о городе. Воспитывать чувства любви и гордости за него. Желание беречь окружающую среду. |
Иллюстрации. Папка-передвижка «Знакомим детей с достопримечательностями родного города» |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||||
25. |
18.02.2025 «Твои защитники, Россия» |
Беседа об Армии, Родине. Заучивание стихов, пословиц и поговорок об Армии. Рассматривание книг, иллюстраций, фотоальбома «Наша Армия». Презентация «Наша Армия». Изготовление праздничных открыток. Фотогазета «Папа – мой лучший друг»! Выставка рисунков «Защитники отечества» Папка-передвижка «Растим будущего мужчину |
Развивать представление о разных родах войск; закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов; воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине; вызывать чувство патриотизма у дошкольников. |
Фотогазета «Папа – мой лучший друг»! Выставка рисунков «Защитники отечества». Папка-передвижка «Растим будущего мужчину. |
|
26. |
28.02.2025 «Широкая Масленица» |
Разучивание закличек, обрядовых песен. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Русские народные игры «Горелки», «Молчанка», «Перетягивание каната» Конкурс для родителей «Лучший рецепт блинов». |
Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье. |
Иллюстрации «Народные гулянья». Художественная литература. |
|
МАРТ |
|||||
8. |
07.03.2025 «Герб – флаг – гимн» |
Конкурс-викторина. Слушанье музыкальных произведений: Государственного гимна России, песен О. Газманова «Москва», «Моя Россия» (муз. Струве, сл. Соловьёва), Д. Тухманова «День Победы», «С чего начинается Родина» (муз. Матусовского, сл. Баснера) Блиц-опрос «Наша Родина – Россия». Игра «Раскрась правильно». |
Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символического значения и образов в ней; воспитывать уважение и гордость к Государственной символике РФ, любовь и гордость за свою Родину. |
Аудиозаписи, иллюстрации, д/и «Раскрась правильно». |
|
9. |
28.03.2025 «Русские народные промыслы» |
Непосредственно образовательная деятельность: беседа, рассказ воспитателя, показ презентации, просмотр иллюстраций, роспись силуэтов. |
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель). Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. |
Изображения дымковских игрушек, филимоновских свистулек, гжельских тарелок, хохломской посуды, слайдовая презентация. Силуэты для росписи. Краски, кисточки, баночки с водой. |
|
АПРЕЛЬ |
|||||
10. |
11.04.2024 «День авиации и космонавтики» |
Презентация «Этот загадочный космос». Чтение «Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов. Рассматривание энциклопедии «Я познаю мир», «Астрономия в картинках» Л. Радлова. Лепка «Космодром». Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты». Конкурс семейных работ «Загадочный космос». |
Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек. |
Презентация «Этот загадочный космос». |
|
11. |
22.04.2025 «С днём рождения, Земля!» |
Стенгазета – коллаж «День Земли». Выставка рисунков: «Планета Земля глазами детей». Конкурс поделок «Мусорная фантазия». Консультация «Природа в жизни ребенка». Развлечение «В гости Пасха к нам пришла» |
Продолжать знакомить с законами природы, формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. |
Стенгазета – коллаж «День Земли». |
|
МАЙ |
|||||
12. |
02.05.2025 «Цветы Победы» |
Высаживание цветов в память о погибших солдатах. |
Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе. |
Семена цветов, лейки, лопатки. |
|
13. |
05.05.2025 «День Победы» |
Просмотр презентации «Детям о войне». Чтение художественной литературы о ВОВ: Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить»; Прослушивание песни «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. В. Александрова, «Бьется в тесной печурке огонь» сл. А. Суркова, муз. К. Листова, «День Победы» Д. Тухманова Заучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни…» Фотовыставка «Вечная память». |
Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны; формировать элементарные представления об истории Отечества, закреплять и обогащать знания о видах флагов, их назначении, формировать представления об истории знамен; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. |
Презентация «Детям о войне», художественная литература, аудиозаписи. Фотовыставка «Вечная память». |
|
14. |
22.05.2025 «Знаем город наш на пять, но хотим еще узнать!» |
Викторина, ответы на вопросы, разгадывание кроссворда, дидактические игры. |
Обобщать и конкретизировать знания детей о нашем городе, как частице нашей Родины. Продолжать накапливать знания детей об истории прошлого и настоящего времени Ульяновска. Учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы используя предположения и рассуждения; высказывать свою точку зрения; логическое мышление в процессе отгадывания загадок и кроссворда; применять имеющиеся знания в дальнейшей совместной деятельности. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. |
Иллюстрации, наглядные пособия. |
|
15. |
30.05.2025 «Мы – патриоты» |
Итоговая диагностика. Беседы с детьми; дидактические игры. Анкетирование родителей. |
Диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. |
Наглядное пособие, анкета для родителей. |
№ п/п |
Дата и тема занятия |
Вид деятельности |
Программное содержание |
Оборудова
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом: - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения; - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых; - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок; - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине; - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Сроки реализации программы: Срок реализации программы: с 1 октября по 31 мая Возрастная группа: дети 6-7 лет Количество занятий в год: 8 Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели Форма организации: групповая Длительность занятий: 30 минут Место проведения кружка: групповая комната 3.Цель программы: -Создание благоприятных условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. - Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую социально-нравственному воспитанию дошкольников. - Формировать социально-активную личность, посредством кружковой работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 4.Задачи программы:
6.Основные принципы При разработке программы кружка «Мы едины! Мы-Россия» приоритетными являлись следующие принципы:
Результатами работы программы «Мы едины! Мы-Россия!» должны стать знания детей о: · Домашнем адресе (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад); · Месте работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение); · Месте проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия. · Своей нации, языке, традициях (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России, президента России); · Представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); · Природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней); · Название планеты, на которой мы живем; Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей. Подведения итогов реализации рабочей программы кружковой работы: 1 этап — открытое занятие кружковой деятельности в форме «Викторины» 2 этап — выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ. 3 этап – представление итога кружковой деятельности, выступление на педагогическом совете. 5. Формы организации: Большое значение в патриотическом воспитании имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
5. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение). 6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. 7. Знакомство детей с народным творчеством, вышивкой, росписью. 8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.). 9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах. 10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания). 11. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д. 12. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций 13. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации. 14. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. 15. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. 16. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация. 17. Участие в праздниках, вечерах досуга. 18. Участие в посильных общественно-полезных работах. . Материалы для занятий по патриотическому воспитанию: -Репродукции картин -Методическая литература -Наглядные и дидактические пособия -Иллюстрации различных видов войск, портреты героев -Современные средства ТСО -Аудиозаписи -Карты, атлас, глобус -Художественная литература -Государственная символика 6.Тематическое планирование Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
ие |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКТЯБРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
10.10.2024 «С чего начинается Родина?» |
Беседа, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Прослушивание песни на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» |
Фотоальбом «Любимый город – Ульяновск», иллюстрации, фотографии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
24.10.2024 «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» |
Непосредственная образовательная деятельность: беседа, д/и «Собери герб», просмотр наглядных пособий, прослушивание аудиозаписи «Гимн России». Создание уголка по гражданскому воспитанию. |
Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны. |
Карта России, глобус, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ; презентация. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НОЯБРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
01.11.2024 «День народного единства» |
Рассказ воспитателя о событиях, происходящих 400 лет назад (восстания против поляков) с показом презентации. Художественное творчество «Вместе мы едины…» (солнце из ладошек) Чтение стихов Натальи Майданик «День народного единства», «Едины навсегда», «Призывная». Слушание песни «Дорогою добра». |
Приобщать детей к истории России; закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки); учить узнавать и называть героев России; воспитывать уважение к людям, прославившим Россию; воспитывать нравственно - патриотические чувства к Родине. |
Презентация, художественная литература |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
21.11.2024 «Природа России» |
Беседа, просмотр презентации, иллюстраций, чтение художественной литературы. Рисование на тему: «Берёзка – символ России». |
Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине. вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней. |
Презентация, иллюстрации, художественная литература, бумага, цветные карандаши. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕКАБРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
13.12.2024 «Как люди на Руси жили» |
Беседа «Как живут в деревне». Презентация «Русская изба». Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». Рисование «Русская изба». |
Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представления об избе; прививать чувство любви к родной деревне; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелёгкий, но благородный труд; учить детей изображать рубленую избу в рисунке. |
Иллюстрации, художественная литература, бумага, цветные карандаши |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
26.12.2024 «Москва – столица нашей Родины» |
Рассказ воспитателя о Москве. Презентация «Москва – главный город России». Чтение В. Степанов «Москва», А. Барто «Первый салют в Москве», И. Токмакова «Красная площадь» Выставка рисунков «Москва златоглавая». |
Расширять представление детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы –Кремлем, его внешним и внутренним видом; воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны |
Произведения устного народного творчества, иллюстрации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЯНВАРЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
16.01.2025 «Что такое генеалогическое дерево?» |
Беседа, рассказ воспитателя. |
Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. |
Иллюстрации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. |
30.01.2025 «Путешествие по родному городу» |
Игра-путешествие «Город, в котором я живу». Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город». Игра-конструирование «Мой город». Советы родителям «Знакомим детей с достопримечательностями родного города». |
Закреплять и расширять знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях. Продолжать знакомить детей с загадками и стихотворениями о городе. Воспитывать чувства любви и гордости за него. Желание беречь окружающую среду. |
Иллюстрации. Папка-передвижка «Знакомим детей с достопримечательностями родного города» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕВРАЛЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. |
18.02.2025 «Твои защитники, Россия» |
Беседа об Армии, Родине. Заучивание стихов, пословиц и поговорок об Армии. Рассматривание книг, иллюстраций, фотоальбома «Наша Армия». Презентация «Наша Армия». Изготовление праздничных открыток. Фотогазета «Папа – мой лучший друг»! Выставка рисунков «Защитники отечества» Папка-передвижка «Растим будущего мужчину |
Развивать представление о разных родах войск; закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов; воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине; вызывать чувство патриотизма у дошкольников. |
Фотогазета «Папа – мой лучший друг»! Выставка рисунков «Защитники отечества». Папка-передвижка «Растим будущего мужчину. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. |
28.02.2025 «Широкая Масленица» |
Разучивание закличек, обрядовых песен. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Русские народные игры «Горелки», «Молчанка», «Перетягивание каната» Конкурс для родителей «Лучший рецепт блинов». |
Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье. |
Иллюстрации «Народные гулянья». Художественная литература. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАРТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
07.03.2025 «Герб – флаг – гимн» |
Конкурс-викторина. Слушанье музыкальных произведений: Государственного гимна России, песен О. Газманова «Москва», «Моя Россия» (муз. Струве, сл. Соловьёва), Д. Тухманова «День Победы», «С чего начинается Родина» (муз. Матусовского, сл. Баснера) Блиц-опрос «Наша Родина – Россия». Игра «Раскрась правильно». |
Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символического значения и образов в ней; воспитывать уважение и гордость к Государственной символике РФ, любовь и гордость за свою Родину. |
Аудиозаписи, иллюстрации, д/и «Раскрась правильно». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
28.03.2025 «Русские народные промыслы» |
Непосредственно образовательная деятельность: беседа, рассказ воспитателя, показ презентации, просмотр иллюстраций, роспись силуэтов. |
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель). Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. |
Изображения дымковских игрушек, филимоновских свистулек, гжельских тарелок, хохломской посуды, слайдовая презентация. Силуэты для росписи. Краски, кисточки, баночки с водой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АПРЕЛЬ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
11.04.2024 «День авиации и космонавтики» |
Презентация «Этот загадочный космос». Чтение «Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов. Рассматривание энциклопедии «Я познаю мир», «Астрономия в картинках» Л. Радлова. Лепка «Космодром». Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты». Конкурс семейных работ «Загадочный космос». |
Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек. |
Презентация «Этот загадочный космос». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
22.04.2025 «С днём рождения, Земля!» |
Стенгазета – коллаж «День Земли». Выставка рисунков: «Планета Земля глазами детей». Конкурс поделок «Мусорная фантазия». Консультация «Природа в жизни ребенка». Развлечение «В гости Пасха к нам пришла» |
Продолжать знакомить с законами природы, формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. |
Стенгазета – коллаж «День Земли». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАЙ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
02.05.2025 «Цветы Победы» |
Высаживание цветов в память о погибших солдатах. |
Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе. |
Семена цветов, лейки, лопатки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
05.05.2025 «День Победы» |
Просмотр презентации «Детям о войне». Чтение художественной литературы о ВОВ: Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить»; Прослушивание песни «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. В. Александрова, «Бьется в тесной печурке огонь» сл. А. Суркова, муз. К. Листова, «День Победы» Д. Тухманова Заучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни…» Фотовыставка «Вечная память». |
Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны; формировать элементарные представления об истории Отечества, закреплять и обогащать знания о видах флагов, их назначении, формировать представления об истории знамен; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. |
Презентация «Детям о войне», художественная литература, аудиозаписи. Фотовыставка «Вечная память». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
22.05.2025 «Знаем город наш на пять, но хотим еще узнать!» |
Викторина, ответы на вопросы, разгадывание кроссворда, дидактические игры. |
Обобщать и конкретизировать знания детей о нашем городе, как частице нашей Родины. Продолжать накапливать знания детей об истории прошлого и настоящего времени Ульяновска. Учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы используя предположения и рассуждения; высказывать свою точку зрения; логическое мышление в процессе отгадывания загадок и кроссворда; применять имеющиеся знания в дальнейшей совместной деятельности. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. |
Иллюстрации, наглядные пособия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом: - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения; - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых; - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок; - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине; - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Сроки реализации программы: Срок реализации программы: с 1 октября по 31 мая Возрастная группа: дети 6-7 лет Количество занятий в год: 8 Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели Форма организации: групповая Длительность занятий: 30 минут Место проведения кружка: групповая комната 3.Цель программы: -Создание благоприятных условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. - Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую социально-нравственному воспитанию дошкольников. - Формировать социально-активную личность, посредством кружковой работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 4.Задачи программы:
6.Основные принципы При разработке программы кружка «Мы едины! Мы-Россия» приоритетными являлись следующие принципы:
Результатами работы программы «Мы едины! Мы-Россия!» должны стать знания детей о: · Домашнем адресе (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад); · Месте работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение); · Месте проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия. · Своей нации, языке, традициях (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России, президента России); · Представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); · Природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней); · Название планеты, на которой мы живем; Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей. Подведения итогов реализации рабочей программы кружковой работы: 1 этап — открытое занятие кружковой деятельности в форме «Викторины» 2 этап — выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ. 3 этап – представление итога кружковой деятельности, выступление на педагогическом совете. 5. Формы организации: Большое значение в патриотическом воспитании имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
5. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение). 6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. 7. Знакомство детей с народным творчеством, вышивкой, росписью. 8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.). 9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах. 10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания). 11. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д. 12. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций 13. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации. 14. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. 15. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. 16. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация. 17. Участие в праздниках, вечерах досуга. 18. Участие в посильных общественно-полезных работах. . Материалы для занятий по патриотическому воспитанию: -Репродукции картин -Методическая литература -Наглядные и дидактические пособия -Иллюстрации различных видов войск, портреты героев -Современные средства ТСО -Аудиозаписи -Карты, атлас, глобус -Художественная литература -Государственная символика 6.Тематическое планирование Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
15. |
30.05.2025 «Мы – патриоты» |
Итоговая диагностика. Беседы с детьми; дидактические игры. Анкетирование родителе
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом: - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения; - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых; - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок; - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине; - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Сроки реализации программы: Срок реализации программы: с 1 октября по 31 мая Возрастная группа: дети 6-7 лет Количество занятий в год: 8 Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели Форма организации: групповая Длительность занятий: 30 минут Место проведения кружка: групповая комната 3.Цель программы: -Создание благоприятных условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. - Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую социально-нравственному воспитанию дошкольников. - Формировать социально-активную личность, посредством кружковой работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 4.Задачи программы:
6.Основные принципы При разработке программы кружка «Мы едины! Мы-Россия» приоритетными являлись следующие принципы:
Результатами работы программы «Мы едины! Мы-Россия!» должны стать знания детей о: · Домашнем адресе (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад); · Месте работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение); · Месте проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия. · Своей нации, языке, традициях (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России, президента России); · Представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); · Природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней); · Название планеты, на которой мы живем; Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей. Подведения итогов реализации рабочей программы кружковой работы: 1 этап — открытое занятие кружковой деятельности в форме «Викторины» 2 этап — выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ. 3 этап – представление итога кружковой деятельности, выступление на педагогическом совете. 5. Формы организации: Большое значение в патриотическом воспитании имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
5. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение). 6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. 7. Знакомство детей с народным творчеством, вышивкой, росписью. 8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.). 9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах. 10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания). 11. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д. 12. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций 13. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации. 14. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. 15. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. 16. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация. 17. Участие в праздниках, вечерах досуга. 18. Участие в посильных общественно-полезных работах. . Материалы для занятий по патриотическому воспитанию: -Репродукции картин -Методическая литература -Наглядные и дидактические пособия -Иллюстрации различных видов войск, портреты героев -Современные средства ТСО -Аудиозаписи -Карты, атлас, глобус -Художественная литература -Государственная символика 6.Тематическое планирование Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет.
й. |
Диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. |
Наглядное пособие, анкета для родителей. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника